Основные понятия и принципы организации воспитательной
Работы в Смоленской Семинарии
В соответствии с Уставом Семинарии, статьей 2 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), в процессе реализации программы воспитания используются следующие основные понятия: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Воспитательная деятельность – вид социальной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для гармоничного развития личности. Далее понятия «воспитательная деятельность» и «воспитательная работа» используются как синонимы. Воспитательная работа является частью образовательного процесса и составляющей университетской среды, ориентирована на добровольное самоопределение и свободу выбора обучающимися видов деятельности.
Организация воспитательной работы основывается на следующих
принципах:
– приоритета духовно-нравственного совершенствования студентов, повышения интеллектуальных и творческих способностей каждого учащегося, а также на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с падением нравов в современном обществе;
– системности и целостности, учета единства и взаимодействия составных частей воспитательной работы;
– приоритета ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
– приоритета инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнерства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;
– сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельности выбора вариантов направлений воспитательной деятельности.
Цели и задачи воспитательной работы
Цели воспитательной работы:
– духовное и патриотическое воспитание студентов, способных к активной профессиональной деятельности;
– формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, повышение культурного и интеллектуального уровня студентов, приобщение их к искусству, музыке, литературе;
– развитие творческих способностей студентов, их индивидуально-личностной самореализации;
– формирование у студентов навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;
Задачи воспитательной работы:
– формирование духовных, социальных и профессиональных ценностей;
– обогащение личностного и социального опыта обучающихся;
– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;
– воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;
– обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
– выявление и поддержка талантливой молодежи, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;
– создание и совершенствование условий для личностного и профессионального формирования обучающихся в соответствии с моделью личности выпускника;
– разработка системы воспитательной деятельности, которая позволит достигать высокого уровня характеристик, предполагаемых в модели личности выпускника.
Результаты реализации программы воспитания:
– формирование системы компетенций на основе использования ресурсов учебной, внеучебной и социально-ориентированной деятельности;
– профессионально-личностная самореализация обучающихся.
Содержание и условия реализации воспитательной работы
Направления воспитательной работы
В соответствии с требованиями статей 2 и 34 Федерального закона формируются основные направления воспитательной работы:
№ п/п | Направление воспитательной работы | Воспитательные задачи |
1. | Духовное направление воспитательной работы | Развитие духовно-нравственных навыков студентов, благодаря участию в в Богослужениях, соблюдению молитвенных правил. Неотъемлемой частью в деле воспитания духовно-нравственных качеств студентов является совершение паломнических поездок по святым местам, участие в миссионерских поездках и мероприятиях. |
2. | Нравственное направление воспитательной работы | Повышение степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению; социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, развитие добровольчества и волонтерства, поддержка добровольческих и волонтерских инициатив по всем направлениям. |
3. | культурно-творческое воспитание | поддержка и развитие творческих способностей и талантов обучающихся; создание условий для развития эстетического вкуса, повышения уровня культуры, приобщение к культурному наследию и традициям народов России в том числе, благодаря проведению культурно-просветительских мероприятий. |
4. | гражданско-правовое и патриотическое воспитание | формирование патриотического сознания и поведения обучающихся, уважения к закону и правопорядку, готовности к достойному служению обществу и государству. |
5. | физическое воспитание и популяризация здорового образа жизни | формирование навыков здорового образа жизни, массового спорта и физической культуры, профилактика вредных привычек. |
6. | информационно-воспитательная работа | повышение культуры информационной безопасности в молодежной среде, противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, национализма, ксенофобии. |
7. | развитие самоуправления обучающихся | поддержка инициатив обучающихся в вопросах организации учебной и внеучебной жизни, поддержка регулярной деятельности студенческого совета. |
8. | научно-образовательное воспитание | содействие профессиональному самоопределению обучающихся, их профессиональному развитию; формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности |
Кадровое обеспечение
Отдел организации воспитательной работы – структура, обеспечивающая основные направления воспитательной работы, занимающаяся управлением воспитательной деятельностью, обеспечивающая духовно-нравственное развитие обучающихся, занятия обучающихся творчеством, физической культурой и спортом, оказывающая психолого-педагогическую помощь и др. В составе штата отдела: помощник ректора по воспитательной работе, штатный священник, духовник, диспетчеры кафедр, индивидуальные наставники (тьюторы) и др.
В течение учебного года предусмотрено повышение квалификации
преподавателей, организаторов воспитательной деятельности и управленческих кадров по вопросам воспитания обучающихся.
Информационное обеспечение
На официальном сайте Семинарии размещена информация об осуществлении воспитательной деятельности:
– локальные нормативные акты по организации воспитательной работы;
– рабочую программу воспитания Семинарии;
– календарный план воспитательной работы Семинарии;
– информацию о проведении мероприятий, обеспечивающих достижение целей и задач воспитательной деятельности в Семинарии.
Управление воспитательной работой и мониторинг качества
воспитательной работы
Управление воспитательной деятельностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Семинарии.
Управление процессом воспитательной деятельности осуществляется
соответствующими субъектами на следующих уровнях:
Семинария в целом – Ректор, проректор по воспитательной работе, помощник ректора по воспитательной работе, индивидуальные наставники, Воспитательское совещание как коллегиальный орган, непосредственно занимающийся вопросами воспитания, управления;
Академическая группа – курсовые и индивидуальные наставники, старосты курсов, диспетчеры кафедр;
Общежитие – помощник ректора по воспитательной работе, помощники проректора по воспитательной работе, руководитель АХЧ, помощник руководителя АХЧ,
Институт индивидуальных и курсовых наставников является основным звеном организации и управления воспитательной деятельности. Индивидуальные наставники способствуют благоприятной адаптации студентов младших курсов к условиям и особенностям обучения в Семинарии. Ориентации в правах и обязанностях студентов. Духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего священнослужителя и церковнослужителя.
В осуществляемой воспитательной деятельности наставник должен руководствоваться:
– профессиональной направленностью обучения и воспитания;
– духовно-нравственной и культурно-творческой направленностью;
– индивидуальным подходом, благожелательным стилем общения.
Помощник ректора по воспитательной работе, постоянные члены Воспитательского Совета, члены Студенческого Совета, помощник руководителя АХЧ и обучающиеся призваны способствовать благополучной адаптации студентов первого курса к условиям проживания в общежитии, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, в действующих нормативных актах.
В осуществляемой воспитательной деятельности помощники проректора по воспитательной работе, диспетчеры кафедр, должны руководствоваться:
– профессиональной направленностью обучения и воспитания;
– духовно-нравственной и культурно-творческой направленностью;
– индивидуальным подходом, благожелательным стилем общения.
Управление воспитательной деятельностью имеет гибкую, развивающуюся в зависимости от поставленных задач и имеющихся для их решения ресурсов.
Управление воспитательной деятельностью обеспечивает:
– формирование мотивации преподавателей и обучающихся к разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в различных сферах деятельности, в том числе, в профессиональной;
– информирование о наличии возможностей для участия обучающихся в социально-значимой деятельности, преподавателей – в воспитательной деятельности;
– наполнение сайта Семинарии информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни, содействие в организации студенческих медиа;
– организацию повышения квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение студенческого актива;
– организационно-координационную работу при проведении общесеминарских воспитательных мероприятий;
– развитие различных форм студенческого самоуправления, созидание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся;
– участие обучающихся в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т.д.;
– организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и студенческих инициатив;
– создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;
– стимулирование активной воспитательной деятельности преподавателей и сотрудников Семинарии;
– иные направления деятельности в соответствии с актуальными запросами общества воспитательной деятельности.