Общие положения

Основные понятия и принципы организации воспитательной

Работы в Смоленской Семинарии

В  соответствии  с Уставом Семинарии,  статьей  2  главы  1    Федерального  закона  от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –  Федеральный  закон), в  процессе  реализации  программы  воспитания используются следующие основные понятия: образование  –  единый  целенаправленный  процесс  воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый  в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых  знаний,  умений,  навыков,  ценностных  установок,  опыта деятельности  и  компетенции  определенных  объема  и  сложности  в  целях интеллектуального,  духовно-нравственного,  творческого,  физического            и  (или)  профессионального  развития  человека,  удовлетворения  его образовательных потребностей и интересов; воспитание  –  деятельность,  направленная  на  развитие  личности, создание  условий  для  самоопределения  и  социализации  обучающихся на  основе  социокультурных,  духовно-нравственных  ценностей  и  принятых     в  российском  обществе  правил  и  норм  поведения  в  интересах  человека, семьи,  общества  и  государства,  формирование  у  обучающихся  чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и  подвигам  Героев  Отечества,  закону  и  правопорядку,  человеку  труда и  старшему  поколению,  взаимного  уважения,  бережного  отношения к  культурному  наследию  и  традициям  многонационального  народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; образовательная  программа  –  комплекс  основных  характеристик образования (объем,  содержание,  планируемые  результаты) и  организационно-педагогических  условий,  который  представлен  в  виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,  курсов,  дисциплин  (модулей),  иных  компонентов,  оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Воспитательная деятельность –  вид социальной деятельности, направленной на передачу накопленных  человечеством  культуры  и  опыта, создание  условий  для  гармоничного  развития  личности.  Далее понятия «воспитательная деятельность» и «воспитательная работа» используются как синонимы.  Воспитательная работа является частью образовательного процесса  и  составляющей  университетской  среды,  ориентирована  на  добровольное  самоопределение  и  свободу  выбора  обучающимися  видов деятельности.   

Организация  воспитательной  работы  основывается  на  следующих

принципах:

– приоритета духовно-нравственного совершенствования студентов, повышения интеллектуальных и творческих способностей каждого учащегося, а также на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с падением нравов в современном обществе;

–   системности  и  целостности,  учета  единства  и  взаимодействия составных частей воспитательной работы;  

–   приоритета  ценности  здоровья  участников  образовательных отношений, социально-психологической поддержки личности и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

– приоритета  инициативности,  самостоятельности,  самореализации обучающихся  в  учебной  и  внеучебной  деятельности,  социального партнерства в  совместной   деятельности  участников образовательного и воспитательного процессов;

– сочетания  административного  управления  и  студенческого самоуправления,  самостоятельности  выбора  вариантов  направлений воспитательной деятельности.

Цели и задачи воспитательной работы

Цели воспитательной работы: 

– духовное и патриотическое воспитание студентов, способных к активной профессиональной деятельности;

– формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, повышение культурного и интеллектуального уровня студентов, приобщение их к искусству, музыке, литературе;

– развитие творческих способностей студентов, их индивидуально-личностной самореализации;

– формирование у студентов навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

Задачи воспитательной работы: 

–  формирование  духовных,  социальных  и  профессиональных ценностей;

– обогащение личностного и социального опыта обучающихся;

– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;

–  воспитание  внутренней  потребности  личности  в  здоровом  образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;

–  обеспечение  развития  личности  и  ее  социально-психологической поддержки,  формирование  личностных  качеств,  необходимых  для эффективной профессиональной деятельности;

–  выявление  и  поддержка  талантливой  молодежи,  формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;

–  создание  и  совершенствование  условий  для  личностного                       и профессионального формирования обучающихся в соответствии с моделью личности выпускника;

– разработка системы воспитательной деятельности, которая позволит достигать  высокого  уровня  характеристик,  предполагаемых  в  модели личности выпускника.

Результаты реализации программы воспитания:

–  формирование  системы  компетенций  на  основе  использования ресурсов учебной, внеучебной и социально-ориентированной деятельности;

– профессионально-личностная самореализация обучающихся.

Содержание и условия реализации воспитательной работы

Направления воспитательной работы

В соответствии с требованиями  статей  2  и  34  Федерального  закона формируются основные направления воспитательной работы:

№ п/пНаправление воспитательной работыВоспитательные задачи
 1.Духовное направление воспитательной работыРазвитие духовно-нравственных навыков студентов, благодаря участию в в Богослужениях, соблюдению молитвенных правил. Неотъемлемой частью в деле воспитания духовно-нравственных качеств студентов является совершение паломнических поездок по святым местам, участие в миссионерских поездках и мероприятиях.
 2.Нравственное направление воспитательной работыПовышение степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению; социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, развитие добровольчества и волонтерства, поддержка добровольческих и волонтерских инициатив по всем направлениям.  
 3.культурно-творческое воспитаниеподдержка и развитие творческих способностей и талантов обучающихся; создание условий для развития эстетического вкуса, повышения уровня культуры, приобщение к культурному наследию и традициям народов России в том числе, благодаря проведению культурно-просветительских мероприятий.
 4.гражданско-правовое и патриотическое воспитаниеформирование патриотического сознания и поведения обучающихся, уважения к закону  и правопорядку, готовности к достойному служению обществу и государству.  
 5.физическое воспитание и популяризация здорового образа жизниформирование навыков здорового образа жизни, массового спорта и физической культуры, профилактика вредных привычек.
 6.информационно-воспитательная работаповышение культуры информационной безопасности в молодежной среде, противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, национализма, ксенофобии.
 7.развитие самоуправления обучающихсяподдержка инициатив обучающихся в вопросах организации учебной и внеучебной жизни, поддержка регулярной деятельности студенческого совета.
 8.научно-образовательное воспитаниесодействие профессиональному самоопределению обучающихся, их профессиональному развитию; формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности  

Кадровое обеспечение

Отдел организации воспитательной работы – структура,  обеспечивающая  основные  направления  воспитательной  работы, занимающаяся  управлением  воспитательной  деятельностью,  обеспечивающая духовно-нравственное развитие обучающихся, занятия обучающихся творчеством, физической культурой и спортом, оказывающая психолого-педагогическую помощь и др. В составе штата отдела: помощник ректора по воспитательной работе, штатный священник, духовник, диспетчеры кафедр, индивидуальные наставники (тьюторы) и др.

В течение учебного года предусмотрено повышение  квалификации

преподавателей, организаторов воспитательной деятельности и управленческих кадров по вопросам воспитания обучающихся.

Информационное обеспечение

На официальном сайте  Семинарии  размещена  информация об осуществлении воспитательной деятельности:

– локальные нормативные акты по организации воспитательной работы;

– рабочую программу воспитания Семинарии;

– календарный план воспитательной работы Семинарии;

– информацию  о  проведении  мероприятий, обеспечивающих достижение целей и задач воспитательной деятельности в Семинарии.

Управление воспитательной работой и мониторинг качества

воспитательной работы

Управление воспитательной деятельностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Семинарии.

Управление  процессом  воспитательной  деятельности  осуществляется
соответствующими  субъектами  на следующих уровнях:

Семинария в целом – Ректор, проректор по воспитательной работе, помощник ректора по воспитательной работе, индивидуальные наставники, Воспитательское совещание как коллегиальный орган, непосредственно занимающийся вопросами воспитания, управления;

Академическая группа – курсовые и индивидуальные наставники, старосты курсов, диспетчеры кафедр;

Общежитие – помощник ректора по воспитательной работе, помощники проректора по воспитательной работе, руководитель АХЧ, помощник руководителя АХЧ,

Институт индивидуальных и курсовых наставников является основным звеном организации и управления воспитательной деятельности. Индивидуальные наставники способствуют благоприятной адаптации студентов младших курсов к условиям и особенностям обучения в Семинарии. Ориентации в правах и обязанностях студентов. Духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего священнослужителя и церковнослужителя.

         В осуществляемой воспитательной деятельности наставник должен руководствоваться:

         – профессиональной направленностью обучения и воспитания;

         – духовно-нравственной и культурно-творческой направленностью;

         – индивидуальным подходом, благожелательным стилем общения.

         Помощник ректора по воспитательной работе, постоянные члены Воспитательского Совета, члены Студенческого Совета, помощник руководителя АХЧ и обучающиеся призваны способствовать благополучной адаптации студентов первого курса к условиям проживания в общежитии, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, в действующих нормативных актах.

         В осуществляемой воспитательной деятельности помощники проректора по воспитательной работе, диспетчеры кафедр, должны руководствоваться:

         – профессиональной направленностью обучения и воспитания;

         – духовно-нравственной и культурно-творческой направленностью;

         – индивидуальным подходом, благожелательным стилем общения.

         Управление воспитательной деятельностью имеет гибкую, развивающуюся в зависимости от поставленных задач и имеющихся для их решения ресурсов.

         Управление воспитательной деятельностью обеспечивает:

         – формирование мотивации преподавателей и обучающихся к разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в различных сферах деятельности, в том числе, в профессиональной;

         –  информирование о наличии возможностей для участия обучающихся в социально-значимой деятельности, преподавателей – в воспитательной деятельности;

         – наполнение сайта Семинарии информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни, содействие в организации студенческих медиа;

         – организацию повышения квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение студенческого актива;

         – организационно-координационную работу при проведении общесеминарских воспитательных мероприятий;

         – развитие различных форм студенческого самоуправления, созидание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся;

         – участие обучающихся в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т.д.;

         – организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и студенческих инициатив;

         – создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;

         – стимулирование активной воспитательной деятельности преподавателей и сотрудников Семинарии;

         – иные направления деятельности в соответствии с актуальными запросами общества воспитательной деятельности.