20 век оказался одним из самых неоднозначных и парадоксальных столетий в истории цивилизации. Научно-технический прогресс, облегчивший жизнь миллионам людей, соседствовал со страшными тоталитарными режимами, закончившимися множеством невинных жертв. Роль христианской религии и богословия в 20 веке оказалась также неоднозначной. Так называемый проект Модерна, атеистический по сути, постулировал конечное увядание религиозности под давлением научной эволюции. В итоге само явление Модерна рассыпалось, а религиозность продолжила оставаться одним из важнейших феноменов человеческой цивилизации. Но стоит отметить, что подобная победа над атеистическим Модерном не означает сохранение социального и культурологического статус-кво для традиционных религий. Возникает острая дилемма между традицией и обновлением в богословской плоскости. Выживание религиозности после катастрофического и изматывающего 20 века, не предполагает спокойствия и отдохновения в 21 веке. Напротив, перед современной Церковью вызревают новые задачи, от выполнения которых зависит успех самопрезентации христианства в современном мире.
Либо Церковь пойдет по пути социального изоляционизма, похоронит себя в коконе традиционализма ветхих и отживших норм и правил, либо… Церковь в лице ведущих теологов ответит на вызовы современности, связанные с проблемами биоэтики, экологии, социологии, политики. Не механистическая рецитация, но творческая интерпретация святоотеческого наследия в области онтологии и этики способна дать необходимые ответы на животрепещущие вопросы. Опять же надо помнить, что научная картина мира развивается и эволюционирует, и ее некоторые положения могут откровенно устаревать. На основании физики Аристотеля невозможно запустить спутник в космос. Совершенно иная ситуация с онтологией, этикой, богословием. Их универсальные положения, имея высокую степень абстракции, не могут предельно устаревать, полностью лишиться сферы применения. Но социальный, культурный, политический контекст меняется из года в год, причем в эпоху постмодерна это происходит быстротечно. Так вот задача современного христианского богословия следующая: четко и осмысленно реагировать на социальную повестку, пытаться включиться в современное поле дискурсов и идеологий. Но это должна быть реакция не отжившего старика, который проповедует заезженными схемами и старомодными фразами. Механическое выведение античных или средневековых этических положений – это, выражаясь современным языком, работа в режиме «экономии энергии». Современный мир не ждет от нас голых и сухих императивов, безапелляционно предписывающих то или иное поведение. Современный мир идет на диалог, ему необходима четкая и продуманная позиция, усилия богословской рефлексии, аргументированно защищающей какой-то социальный путь или этическое направление.