В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА МИТРОПОЛИТ ИСИДОР СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ И ОСВЯТИЛ КОЛИВО

Богослужение

3 марта 2023 года, в пятницу Первой седмицы Великого поста, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.

Высокопреосвященнейшему архиастырю сослужили секретарь Смоленского епархиального управления, настоятель Свято-Успенского собора иерей Владислав Баган, клирики кафедрального храма.

Молитвенные песнопения исполнил сводный хор Смоленской Православной Духовной семинарии (регент — Ольга Новикова).

За богослужением молились  заведующая Отделением среднего профессионального образования СПДС инокиня Елена (Ситкина) вместе с сестрами монашеской женской общины, преподаватели и студенты Смоленской Православной Духовной семинарии, преподаватели и учащиеся младших классов Смоленской Православной гимназии, прихожане Свято-Успенского кафедрального храма, сотрудники Смоленского епархиального управления, жители города Смоленска.

По окончании Божественной литургии был совершен молебен святому великомученику Феодору Тирону, по завершении которого Владыка Исидор освятил коливо.

В завершение богослужения Высокопреосвященнейший Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу Первой седмицы Великого поста, на этой вечерне, мы чтим память великомученика Федора Тирона и вспоминаем то историческое событие, когда злой нечестивый византийский император Юлиан Отступник повелел тайно окропить идоложертвенной кровью все снеди, которые продавались на всех городских рынках. А как мы знаем, православные христиане в Первую седмицу Великого поста особенно строго постятся, поэтому для них вкушение идоложертвенного было недопустимым. Во сне архиерею Константинопольскому, архиепископу Антиохийскому Евдоксию, явился великомученик Фёдор Тирон и повелел не вкушать ничего продаваемого на константинопольских рынках. Он повелел в видении этому святителю Божию, чтобы православные христиане Святого града варили пшеницу, смешивали её с мёдом, и употребляли это коливо в эти дни.

Мы, в воспоминание этого древнего чуда явления великомученика Фёдора Тирона, милостью Божией в православных храмах вот уже много столетий освящаем коливо.

 Сегодняшнее поучение, которое запечатлено в «Отечнике проповедника» игумена Марка (Лозинского) и в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) посвящено теме поста.

«Иудейские отроки, вкушая растительную пищу, оказались крепче тех, кто употреблял запрещенную иудейским законом пищу со стола царя Навуходоносора.

Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: “Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни.” На это Даниил отвечал: “Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее.” Приставник согласился, и что же? По окончании срока …лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан. 1,15). (См. Игумен Марк (Лозинский). «Отечник Проповедника». «Пост»).

Это ещё раз убеждает нас в том, что постная пища при её разумном употреблении, при рассудительном отношении к тем требованиям поста, которые предлагает Святая Церковь, не может никоим образом нанести вред здоровью. Более того,  пища постная, при правильном к ней отношении, приносит пользу. В первую очередь, пользу духовную, поскольку неупотребление пищи скоромной и неупотребления той пищи, к которой мы привыкли (речь идёт о сладострастии — всех тех сладострастных гастрономических привычках, которые отвлекают нас от Бога), ограничение себя во всём этом приносит только пользу нашему организму, в том числе, и пользу телесную.

 Поэтому, пусть никто из критиков нашего поста не возвышает свой голос, поскольку пост приносит безусловную пользу для духа и для нашего тела. Поэтому, дорогие мои, не случайно Святая Церковь на Первой седмице Великого поста в своих песнопениях призывает всякого человека следующими словами: «Постимся постом приятным». Приятным — потому, что он приятен для нашего духа, для нашей души. Приятен этот пост и потому, что он приносит существенную пользу нашему телу. Будем же, дорогие мои, со всей рассудительностью, с любовью к Богу и к ближним совершать наше пощение.

Храни вас всех Господь!».

Всем участникам богослужения, подходящим ко Кресту, митрополит Исидор раздал освященное коливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *